Посольство Российской Федерации в Новой Зеландии
Тел.: (04) 476 6113 (кроме консульских вопросов); Консульский отдел: (04) 476-6742, (04) 476 9548 (визы, c 10:00 до 12:00))
Факс: (04) 476 3843
/
ru en
30 января / 2012

О рабочем визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Новую Зеландию

30 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров находился с рабочим визитом в Новой Зеландии.

Состоялись переговоры с Премьер-министром Дж.Ки и Министром иностранных дел и торговли М.Маккалли, беседа с лидером оппозиции Д.Ширером, встречи с представителями местных кругов и активистами организаций российских соотечественников.

В ходе визита предметно рассмотрены состояние и перспективы российско-новозеландских связей. Подчеркнута важность углубления политического диалога, прежде всего на высшем уровне, намечены шаги по расширению торгово-инвестиционного и гуманитарного взаимодействия. Приоритетной задачей признано скорейшее завершение работы над соглашением о свободной торговле между государствами-участниками Таможенного союза (Россией, Белоруссией и Казахстаном) и Новой Зеландией.

При обсуждении актуальных вопросов международной повестки дня основное внимание было уделено тематике обеспечения безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, положению дел в мировой экономике, а также в Сирии, на Корейском полуострове, вокруг Ирана и в Афганистане.

С.В.Лавров и М.Маккалли подписали План консультаций между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел и торговли Новой Зеландии на 2012-2014 гг. – первый документ такого рода в практике двусторонних отношений.


Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и торговли Новой Зеландии М.Маккалли, Окленд, 30 января 2012 года

 

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить новозеландских друзей за теплый прием и гостеприимство, оказанные российской делегации. Мне очень приятно быть здесь. Отмечу, что это первый в истории визит Министра иностранных дел Российской Федерации в Новую Зеландию.

Только что завершились насыщенные переговоры с Премьер-министром Дж.Ки и Министром иностранных дел и торговли М.Маккалли. Мы поговорили о том, что можно и нужно сделать для дальнейшего углубления двусторонних связей. Безусловно, в ближайшее время главной задачей будет завершение переговоров по соглашению о свободной торговле между государствами-участниками Таможенного союза (Россией, Белоруссией и Казахстаном) и Новой Зеландией. В год российского председательства в АТЭС договоренность о первой зоне свободной торговли России с государством АТР имела бы для нас и особое символическое значение, закладывала бы основы для работы над аналогичными документами с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы к этому готовы.

На это указал Президент России Д.А.Медведев в своей статье «Интеграция – в целях развития, инновации – в интересах процветания», недавно опубликованной в контексте готовящегося саммита АТЭС во Владивостоке. Мы ждем на нем Премьер-министра Новой Зеландии Дж.Ки; Президент Д.А.Медведев передал ему также отдельное приглашение посетить Россию с официальным визитом. Рассчитываем в ближайшее время согласовать конкретные сроки такой поездки.

Мы обсудили сегодня наши двусторонние экономические отношения и практические задачи в таких сферах, как поддержка взаимных инвестиций, культурные связи, образовательные обмены. Отрадно, что в Новой Зеландии обучается порядка 600 россиян. Хотелось бы, чтобы на обучение в Россию чаще приезжали новозеландские студенты. Университеты России и Новой Зеландии установили прочные связи, и мы это приветствуем.

Безусловно, затронули международные вопросы, включая ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и другие проблемы, в том числе те, которыми занимается ООН. В рамках этой Организации у нас с Новой Зеландией налажено очень хорошее сотрудничество. Мы ценим открытый, непредвзятый подход этого государства к вопросам, возникающим в международной повестке дня, отмечаем стремление наших партнеров способствовать нахождению взвешенных решений по каждой из этих проблем. Уверен, на этой основе мы сможем и дальше конструктивно взаимодействовать и согласовывать наши действия.

Вопрос: В своем выступлении Вы, Сергей Викторович, упомянули соглашение о зоне свободной торговли между Новой Зеландией и Таможенным союзом. Когда ориентировочно может быть заключено такое соглашение, и какие перспективы оно открывает для двух стран?

С.В.Лавров: Я уже сказал, что мы рассчитываем подписать документ в текущем году, в период председательства России в АТЭС. Переговоры продвигаются хорошо. Как говорят наши эксперты, нужно провести еще пару раундов для достижения результата, а потом останутся только государственные процедуры. Надеемся, что и у наших новозеландских коллег, и в России они пройдут оперативно, и мы сможем завершить эту работу в нынешнем году.

От вступления этого договора в силу мы ожидаем существенного расширения и углубления торговых и инвестиционных связей. Это будет результатом начала действия зоны свободной торговли.

Вопрос: Какие, по Вашему мнению, преимущества от данного соглашения получит Россия?

С.В.Лавров: Преимущества видятся в облегчении условий торговли и инвестиций. Мы хотели бы увеличить объемы поставок российских товаров в Новую Зеландию. На сегодняшний день этот показатель в 10 раз ниже показателей новозеландского экспорта в Россию. Соглашение позволит увеличить нашу долю как во взаимной торговле, так и в инвестиционной деятельности. Мы удовлетворены, что ряд новозеландских компаний работает в России, в том числе в восточных регионах, а российское бизнес-сообщество проявляет интерес к Новой Зеландии. Вступление в силу этого соглашения позволит увеличить российское присутствие в этой стране.

Вопрос: Вчера Иран заявил, что в ближайшее время прекратит поставки нефти в ряд стран Евросоюза. Как Вы прокомментируете данное решение, и как оно отразится на ситуации в регионе?

С.В.Лавров: Россия не имеет отношения к этой ситуации. Заявление Ирана было сделано в ответ на решение Евросоюза о введении с 1 июля с.г. запрета на покупку иранской нефти. Тегеран же объявил эмбарго на продажу своей нефти европейским странам раньше упомянутого срока.

Россия последовательно отстаивает позицию о том, что санкции в подавляющем большинстве случаев не только не работают, но и контрпродуктивны. В данном случае мы видим подтверждение неписанного правила, гласящего, что любое действие всегда встречает противодействие. Ни к чему хорошему это не приведет.

Вопрос: Какой Вы видите будущую роль России в Южной части Тихого океана (ЮЧТО)? Является ли она крупным донором? Если да, то готова ли работать в транспарентной манере с другими инвесторами?

С.В.Лавров: Россия оказывает содействие многим странам, и речь идет о достаточно крупных суммах. Наше международное содействие развитию измеряется сотнями миллионов долларов. Мы предоставляем помощь при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, направляем гуманитарную помощь, чтобы население не страдало в таких ситуациях. Несколько раз оказывали содействие и странам Южной части Тихого океана.

Вопрос: Как Вы можете отреагировать на заявление Министра иностранных дел Грузии, который, сопровождая не так давно своего Премьер-министра во время визита в Новую Зеландию, резко негативно охарактеризовал политику России, обвинив ее в «подкупе» стран АТР с целью поддержки в международных делах?

С.В.Лавров: Не буду комментировать высказывания грузинского министра о том, что мы покупаем какие-то там «голоса». Мы такими методами не пользуемся, хотя знаю, что подобная практика широко применяется многими другими странами, в том числе в ситуациях, когда ту или иную проблему нужно решать в ООН.

То, что некоторые страны ЮЧТО признали Абхазию и Южную Осетию, является предметом внешних отношений этих двух независимых государств. Прошу Вас поверить, что мы не носимся по миру, уговаривая или заставляя кого-то признавать эти новые государства Закавказья. Хотя, к примеру, в случае с Косово происходит именно так. Те, кто активно продвигал независимость края в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН, до сих пор продолжают настойчиво «накручивать» страны, пытаются решать вопрос с признанием Косово через посулы, уговоры и даже угрозы. Мы этим не занимаемся. Я вообще считаю, что это ниже нашего достоинства.

Россия в своей внешней политике исходит из готовности сотрудничать со всеми странами, которые проявляют встречный интерес развивать двусторонние отношения на равноправной и взаимовыгодной основе. Это в полной мере относится как к большим, так и малым государствам.

Я только что завершил визит в Бруней, небольшое государство, которое демонстрирует искренний интерес к развитию отношений с Россией. И мы отвечаем взаимностью. Это относится и к заинтересованности налаживать сотрудничество с Россией со стороны ваших соседей в ЮЧТО.

В нынешний век трудно сидеть, как говорится, в своем углу земного шара и никуда не обращать свой взор. Мой друг и коллега г-н М.Маккалли недавно вернулся из поездки в Африку, которая находится довольно далеко от Новой Зеландии. Естественно, что в современном глобализирующемся мире, по крайней мере, нормальные страны хотят полноценно участвовать в международных процессах.

Благодарю всех за внимание.